IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в данную темуНачать новую тему
> Феномен
Elv
сообщение 7.6.2008, 10:20
Сообщение #1


Многоликий
*****

Группа: Старожилы
Сообщений: 4478
Регистрация: 19.6.2006
Из: планета Земля
Пользователь №: 6




Феномен (греч. φαινόμενον, от φαίνεσθαι — являться, быть видимым, также — казаться) — явление, предмет, данный в чувственном созерцании.

В античной философии термин встречается у разных авторов для обозначения предмета опытного знания. В школах, при­знававших критерием истины чувства, феномен рассматривал­ся как истинный предмет познания. Девизом эмпирического знания стала фраза «следовать феноменам», а фраза «спасать феномены» — популярным описанием нестыковки между те­орией и эмпирическим наблюдением (напр., в астрономии). Для Платона и платоников феноменальный (видимый) мир станов­ления является лишь отражением ноуменального (мыслимо­го) мира идей, или бытия, что влечет за собой отрицательную трактовку ценности феномена. Вместе с тем феномен являет именно идею, отсюда — смысл не только «кажимости», но и положительной «явленности», открытости бытия. В философии Нового времени (особенно у Беркли и Юма), а также в немецкой классической философии феномен, явле­ние перестает быть заслуживающим доверия отражением идеи (бытия, абсолюта и т.п.). Размышление над проблемами по­знания приводит к возникновению наряду с «феноменом» других родственных терминов, выражающих разную степень достоверности, явленности бытия «видимость», или «кажи­мость» («Schein»), — в качестве промежуточного между «иллю­зией» и «истиной» (впервые в «Новом органоне» Ламберта, 1764), явление (Erscheinung), «вероятность» (Wahrsscheinlichkeit) и др. У Канта феномен — всякий объект, конституиро­ванный трансцендентальным Я («Критика чистого разума», А 240).

Понятие феномена играет важную роль у Брентано знание о человеке (задача психологии) должно быть получено из наблюдения за психической жизнью, и то, что становится доступным в результате подобного наблюдения, есть «феномен» — в широком смысле, согласно Брентано, вообще все, что может стать объектом научного рассмотрения. В этом смыслe становится возможным говорить о «внутренних», психических, и «внешних», физических, феноменах. Специфику психическ а феноменов определяет то, что им присуще «внутреннее интенциональное существование» (см. Интенциональность). Понятие феномена становится ключевым в феноменологии Гуссерля. Обращаясь к античной традиции, Гуссерль выделяет естественнонаучное толкование феномена, закрепившее­ся в философии Нового времени (Галилей, Ф. Бэкон), — вещь, взятая так, как она непосредственно предстает в чувствен­ном опыте вместе с ее качествами, связями и отношениями, причем явленность вещей в чувственном созерцании проти­вопоставляется тому, как они есть «сами по себе» чувствен­ные вещи — это «всего лишь явления» (blosse Erscheinungen) - в том смысле, что с их помощью дает о себе знать, «возвещает» о себе подлинная природа. Называя свою философию «феноменологией», «наукой о чистых феноменах», Гуссерль расширяет традиционное понятие феномена, который обо­значает теперь не только определенные аспекты вещи, дан­ные нам в восприятии, но характеризует также «единство, пронизывающее смену созерцаний», т.е. «чистые» содержания, «единства» сознания, которые могут быть изучены внe их возможной связи с реальным физическим миром. Однако та методическая процедура, которая должна была, по Гуccepлю, сделать доступными эти феномены, — феноменологическая редукция — неоднократно вызывала возражения коллег Гуссерля по феноменологическому движению (Т.Х.Липпс, А. Пфендер и др.). Высказывались предположения о возможности обращения к феноменам как к конкретным «реально­стям» (философским, религиозным, этическим, эстетическим и т.п.). Если для Гуссерля феномен есть то, что «показывает себя» очевидным и достоверным образом, то Хайдеггер, обращаясь, в частности, к аристотелевской трактовке этого понятия, пытается показать, что феномен не обозначает ничего «содержательного», но относится только к «способу», каким нечто становится нам доступным (отсюда тезис, что феноменология не должна быть необходимо связана с трансцендентальным сознанием). Хайдеггер утверждает также, что к «способу бытия» феномена необходимо присуще как «показывание себя на себе самом», так и «скрывание себя»

Лит.: Херрманн Фр. В. фон Понятие феноменологии у Гуссерля и Xaйдеггера. Томск, 1997; Neue Entwicklungen des Phinomenbegriffs, «Phanomenologische Forschungen», Bd 9 Munch , 1980

К А. Михайлов
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Бендер


Группа: Роботы


Перейти в начало страницы
 

Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 





RSS Текстовая версия Сейчас: 17.5.2024, 8:42